107078, г. Москва,

ул. Новорязанская, д. 16/11, стр. 1,

под. 3, оф. 80

Тел.: (495) 608 80 32, 608 80 34

Факс: (495) 607 32 76

E-mail: info@rus-tar.ru

Новости ассоциации

Вернуться к списку новостей

Деловая поездка в Лондон и практический семинар «Освоение подземного пространства. Передовой опыт Великобритании»

Img 6928 resize

Делегация Тоннельной ассоциации России в период с 7 по 13 апреля 2013 г. совершила деловую поездку в Лондон с целью ознакомления с технологиями строительства подземных сооружений в Великобритании – стране, входящей в число лидеров по комплексному освоению подземного пространства в Европе.

 

 

В ходе поездки делегация ТАР посетила нескольких организаций, занимающихся вопросами проектирования и строительства подземных сооружений:

  • Британская Тоннельная Ассоциация. 

    На встрече в офисе Британской Тоннельной Ассоциации вниманию российских специалистов был представлен доклад на тему: «Тенденции освоения подземного пространства в Великобритании. Анализ текущей ситуации. Презентация крупных проектов в области тоннелестроения». 

    В ходе общения с членами Британской тоннельной ассоциации российские специалисты имели возможность ознакомиться с литературой и нормативными документами по вопросам освоения подземного пространства, разработанными и изданными при активном участии Британской тоннельной ассоциации (БТА). Полученная информация позволяет говорить о достаточно весомом влиянии БТА в решении проблем комплексного освоения подземного пространства в Великобритании.

  • Академия «Crossrail Tunneling Academy». 

    В процессе знакомства с проектом строительства железной дороги Crossrail делегация Тоннельной ассоциации России посетила специализированную академию «Crossrail Tunneling Academy», занимающейся вопросами подземного строительства. Делегация ТАР посетила также строительную площадку и стартовую шахту тоннелей, строящихся в рамках вышеуказанного проекта.

    В ходе общения с участниками реализации проекта Crossrail затрагивались вопросы организации проектирования и строительства подземных объектов транспортной инфраструктуры Лондона, получена информация о методах и программных средствах для составления календарных планов с момента разработки общих схем на стадии «П» до пуска объекта в эксплуатацию, рассмотрены схемы финансирования подобных объектов. Ниже приведены основные сведения о проекте Crossrail - крупнейшем реализуемым в настоящее время проекте развития транспортной инфраструктуры Лондона:

Crossrail – железная дорога, которая пройдёт через весь город и соединит его западную часть с восточной. Отправная точка – Собачий остров, который находится неподалёку от центра города и с трёх сторон омывается водами Темзы. По планам, проект должны завершить к 2018 году. 
Для реализации проекта в 2001 году была создана управляющая компания Crossrail Ltd. 
Общая стоимость проекта Crossrail – $25,6 млрд. Финансирование смешанное: $12,32 млрд. выделяет администрация города, в том числе $4,32 млрд. – TfL (Департамент транспорта Лондона), остальные средства предоставят частные инвесторы. Например, компания BAA, управляющая британскими аэропортами, уже согласилась предоставить 230 млн фунтов ($368 млн). Эти деньги пойдут на финансирование проектирования и строительства дублирующей железнодорожной ветки до аэропорта Хитроу, которая частично проходит под землёй. 
Проект Crossrail важен для Лондона тем, что он соединит исторический центр города с финансовым. Он разгрузит метрополитен и увеличит на 10% перевозки по Лондонской железной дороге. Проект продолжит развитие наземного метро. Кроме того, благодаря его реализации возникнут дополнительные рабочие места. Crossrail сделает поездку до удалённых частей города быстрее, позволит уменьшить дорожные пробки, увеличит прибыльность железнодорожных перевозок. Проект одинаково необходим пассажирам и компаниям-операторам. 
Протяжённость железнодорожной линии равна 118 км. При её строительстве будет проложено 40 км тоннелей. Для подготовки специалистов, способных комплексно решать сложные организационные и технические проблемы проектирования и строительства железнодорожной линии, создана специализированная академия Crossrail Tunneling Academy. Из городского бюджета на её создание выделено $12,6 млн. К 2015 году подготовку в ней должны пройти 1000 человек, которые примут участие в инженерном обслуживании Crossrail и других подобных проектов.

  • Tunneling and underground construction academy (TUCA) - учебный центр по подготовке квалифицированного персонала для организаций, специализирующихся на подземном строительстве. 

    В академии TUCA обращает на себя внимание наличие большого числа стендов, на которых осуществляется подготовка машинистов оборудования и подвижного состава подземных выработок, операторов машин для нанесения набрызг-бетонной крепи, оборудования для подготовки различных смесей, используемых при проходке тоннелей. Стенды, на которых проводится обучение, максимально приближены по своим характеристикам к условиям забоя подземных выработок, что позволяет организовать процесс обучения рабочих кадров без посещения строящихся объектов, что существенно упрощает подготовку нужных специалистов и сокращает время на обучение. Наличие подобного учебного центра обеспечивает постоянный приток квалифицированного персонала на рынок труда в такой узконаправленной области строительства, как подземное.

По результатам деловой поездки в Лондон можно сделать вывод, что подземное строительство Великобритании по праву считается одним из передовых в Европе. Общение с английскими коллегами, а также информация, полученная при посещении строящихся объектов, достаточно четко определяет такие слабые стороны в развитии этой специальной отрасли строительства в России, как: 

  • отсутствие современной учебной базы для подготовки квалифицированного персонала для подземного строительства и его переподготовки. В данном случае имеются в виду не высшие учебные заведения, а учебные комбинаты и средние технические учебные заведения; 
  • недостаточный уровень механизации подземного строительства, что значительно увеличивает сроки строительства; 
  • недостаточный уровень организации проектирования и строительства подземных объектов, выражающийся в отсутствии чёткого планирования, в том числе перспективного с учетом комплексного освоения подземного пространства, и четкой системы финансирования выполняемых работ; 
  • слабо развита система изучения и прогнозирования рисков при строительстве, позволяющая минимизировать возможные убытки при реализации проектов; 
  • недостаточно развитая база нормативных документов, регулирующих проектирование и строительство подземных объектов с учетом современного уровня знаний и появления принципиально новых технологических процессов, конструкций и материалов.